Краткая информация о муниципальном образовании, фото, видео
Во исполнение закона от 1 ноября 2004 № 813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия"
с 1 января 2006 года образовано муниципальное образование Кааламское сельское поселение.
В состав Кааламского сельского поселения входят:
поселки Кекоселькя, Киркколахти, Контиолахти, Маткаселькя, Отраккала, Рускеала, Саханкоски, Кирьявалахти, Леппяселькя, Рюттю, Ханнуккаланмяки, Куконваара, Пуйккола, Партала, станции Алалампи, Пирттипохья, местечко Ханки, местечко Яккима, хутор Суйкка.
Муниципальное образование Кааламское сельское поселение входит в состав Сортавальского муниципального района.
В переводе с финского языка Кааламо означает «брод».
Первые письменные упоминания о деревнях Кааламо и Пуйккола относятся к Писцовой книге Водской пятины 1500 года.
«Уже к 1478 г. на землях Сердовольского погоста стояли все те сельские поселения, которые известны и в настоящее время под старинными (только финнизированными) названиями. «Калома на реце Калома» (Кааламо), «Пуйкола» (Пуйккола)».[1]
Также уточняем, что современный поселок Пуйккола получил свое названия в 1940 году. Ранее этот населенный пункт имел название Пялкъярви. Деревня Пялкъярви впервые упоминается более 500 лет назад в составе перевары Пялкъярви Иломантсинского прихода. После 1571 года в Пялкъярви была построена православная часовня, к которой были приписаны деревни Соанлахти, Леппялахти, Пирттипохья, Руйсселькя и другие. Небольшое поселение Пуйккола с 1580 по 1940-е годы действительно существовало, но оно находилось в нескольких километрах к северу от нынешнего одноименного поселка, ближе к п. Вяртсиля.[2]
Обращаем внимание, что населенный пункт Кааламо, упоминаемый в письменных источниках 1500 года, не соответствует местонахождению современного поселка Кааламо.
В шведских Поземельных книгах (списках дымов Кексгольмского лена) 1590, 1618, 1631 годов, когда территория входила в состав Швеции, отмечена деревня Калатома (Кааламо).
Больше сведений о Кааламо относится к XIX веку.
В 1883 году учитель Пааво Сухонен основал частную народную школу на своем участке в Кааламо.
С развитие железнодорожного сообщения в 1894 году была основана станция Кааламо.
Современный поселок Кааламо получил свое развитие с началом работы зверосовхоза «Кааламский» Карельского треста звероводческих совхозов, который был образован приказом Министерства сельского хозяйства Карельской АССР № 8 от 26.01.1970 года во исполнения приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР № 4 от 06.01.1970 г. и постановления Совета Министров Карельской АССР № 21 от 23.01.1970 г.
Для зверосовхоза «Кааламский» была отведена часть земель совхоза «Вперед» Сортавальского района (ферма «Кааламо») с общей земельной площадью 3519 га, в т.ч. пашни 528 га.
Первые письменные упоминания о поселке Партала относятся к 1940 году.
В Указе Президиума Верховного Совета КФССР от 26 сентября 1940 г. были образованы 12 сельских советов и 2 поселковых совета в Сортавальском районе, в т.ч. Пуйккольский. В состав Пуйккольского сельского совета были включены населенные пункты: Ала-Хови, Кякинкюля, Мякеля, Наатселькя, Парттиниеми, Потоска, Пуйккола, Пялкярви, Ялкасселькя. Населенный пункт Партала в списках не упоминается.
Возможно, название Партала образовалось от финского слова «Parantala» — лечебница.
На территории современного поселка Партала располагалась сельскохозяйственная усадьба Пяльксаари Сортавальского лесопромышленника А.О. Супинен, которая была продана по договору 20.04.1923 года Окружной больнице для душевнобольных. Строительство больницы было завершено осенью 1925 года и в этот период стали поступать первые пациенты. Лечебница Пяльксарри просуществовала до 1940 года.[3]
Весной 1940 года на базе лечебницы в Пялксаари началось развертывание военного пограничного училища. В середине мая состоялся прием учащихся в училище. В воспоминаниях Павла Михайловича Ветрова, генерала-майора в отставке, населенный пункт значится как Партала. П.М. Ветров был одним из офицеров-преподавателей прибывших в 1940-м году в п. Партала.[4]
Что касается поселения Рускеала, то в Переписной окладной книге Корельского уезда Водской пятины 1500 года Д. Китаева Рускеала не упоминается ни в составе Никольско-Сердобольского, ни в составе соседнего Ильинско-Иломантсинского погостов.
Не упоминается Рускеала и в шведских Поземельных книгах (списках дымов Кексгольмского лена) 1590, 1618, 1631 годов, когда территория входила в состав Швеции. Отмечены только ближайшие деревни, например, «Озратанвахра» или Озратанваара (Отраккала), Маткаселька, Калатома (Кааламо), Пирттипохья, Рюттю и впервые — деревня Руйсселка, находившаяся всего в двух километрах к западу от современного поселка Рускеала.
Таким образом, поселения Рускеала не было еще, по крайней мере, в первой половине XVI века. Практически на месте нынешнего поселка Рускеала находилась деревня Руйсселка (Ruisselke), которая впервые упоминается в Переписной книге Корельского уезда (швед.) в 1590 году.
В памятной книге прихода Рускеала говорится, что место, названное Рускеала, впервые появилось в документах 1667 года как «капелла Рускеала». Таким образом, Рускеала – это название капеллы, позже прихода. О Рускеальской церкви упоминается в документах 1676 года. Церковь находилась в местечке Руйсселка («Руйсселя») на горе Конткасенмяки. Рускеала также упоминается в Переписной книге 1681 года как часть прихода Китее.
В Переписной книге 1660-х годов Рускеала, Конткосенваара и Руйсселка относились к одной деревне — Ruissälkä. В Переписной книге 1682 года эти поселения указываются отдельно.
Название дер. Конткосенваара произошло от Конткасенмяки – горы, где был дом настоятеля прихода. В основе этого название заложено имя крестьянена Контканена, ранее жившего в этих местах. Позже здесь разместился центр прихода и деревни Рускеала.
В 1680-1690-е годы деревня Рускеала находилась на южной стороне дороги, идущей в Кааламо, а деревня Конткосенваара – на северной, где расположился центр прихода Рускеала, а затем – поселка Рускеала. Между жителями Рускеала и Конткасенваара нередко возникали территориальные споры.
После окончания Северной войны, с 1720-х годов, Рускеала стало постепенно обозначать приход Рускеала. В русских Поземельных книгах 1727-1728 годов нет названия деревни Рускеала, а только указывается «капелла Рускеала» Китеевского погоста. В этих же документах еще встречается название деревни Руйсселка на месте Рускеала, но названия Конткасенваара в них уже нет. Со временем Руйсселка (Руйссялкя) сместится к западу от Рускеала, а во второй половине XX века — вовсе исчезнет.
В русскоязычной литературе конца XVIII-первой трети XIX века название Рускеала обозначало рабочую слободу около мраморных карьеров, появившихся в 1770-е годы (Рускаль, Рускиала). В географическом словаре 1788 года встречено название Рускольск–«слобода Выборгского наместничества, при которой находится серый мрамор и серый с желтыми жилками, коего есть там ломки». Рускеальскими назвали и каменоломни мрамора, поскольку они находились изначально на землях, принадлежащих настоятелю Рускеальской церкви, и только в 1818 году были выделены в отдельную, арендованную территорию.
По данным М. Еерикайнен в переписных книгах XIX века нет названия Рускеала, а упоминается только Рускеальский приход: участок настоятеля располагался в деревне Руйссялкя; к Руйссялкя были приписаны рабочие Рускеальских мраморных карьеров. Таким образом, Рускеала – это деревня, которая возникла вокруг дома настоятеля Рускеальского прихода. Поэтому другое название Рускеала – Киркконкюля («церковная деревня»).[5]
Справка подготовлена по опубликованным материалам МБУК «РМСП».
(фин. Ruskeala — «Коричневая, бурая») — посёлок сельского типа в Калаламском сельском поселении Сортавальского района Карелии. Расположен на берегу реки Тохмайоки. Название поселка, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки – Русколка (от карельского «ruskea» – коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа.
Деревня Рускеала под таким названием упоминается только с начала XVIII века, а до этого времени она называлась иначе – Руйсселькя (Руйсселя). В 1632 году шведы, захватившие Корельский уезд, построили в деревне Руйсселькя, на горе Конткасенмяки, небольшую лютеранскую церковь. Примерно в середине XVII на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести. После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. Рускеальские земли император Петр I подарил князю, будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину. В 1727 году образовался самостоятельный Рускеальский церковный приход. В 1732 году в Руйсселькя, на месте старой кирхи, возле кладбища, была построена новая церковь. Рускеала стала почтовой станцией на пути из Сердоболя в Китее. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о добыче мрамора в Рускеале в промышленных масштабах. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Сердоболя и Рускеалы.
В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его помощником был сердобольский пастор-краевед Самуил Алопеус. Самуил Алопеус жил в Сердоболе с 1755 по 1794 годы. Он с юности полюбил минералы и в течение всего своего служения церкви интересовался возможностью их применения на благо России. Совершая поездки к прихожанам, пастор собирал ценные сведения о природе, хозяйстве и населении края, которые он впоследствии обобщил в своей книге. Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II.
Еще в XVIII веке из каменоломен Прионежья и Приладожья возили в Петербург мрамор, гранит и диабаз. В 1770-1780-е годы мраморы из Рускеалы применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Зимнего дворца, Этнографического музея и др. сооружений в городе на Неве и его окрестностях. Рускеальский мрамор шел для изготовления предметов прикладного искусства – ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был сам Огюст Монферран.
Устои моста лейтенанта Шмидта и Невские ворота Петропавловской крепости облицованы темно-серым «сердобольским» (сортавальским) гранитом. Из этого камня изваяны знаменитые атланты в портике Эрмитажа.
Горный парк «Рускеала» — одно из ярчайших и удивительных мест Северного Приладожья. Был образован в 2005 году и является уникальным техногенноприродным и ландшафтно-туристическим объектом.
Основой комплекса, жемчужиной горного парка является бывший Мраморный карьер. Это объект культурного наследия, памятник истории горного дела, заполненный грунтовыми водами. Старый и заброшенный карьер добычи камня, разрабатывавшийся почти три столетия, сегодня обустроен для посещения туристов. Длина — 450 метров, ширина — от 60 до 100 метров, глубина достигает 50 метров. Огромная чаша, вырубленная руками человека в массиве мраморного пласта, наполнена чистейшей водой изумрудного оттенка, обрамлена скалами, достигающими высоты 25 м. Борта каньона пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами. На территории Горного парка сохранились экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения, кустарники, занесенные в «Красную книгу»; водятся редкие виды пресмыкающихся, земноводных. В последние годы на территории парка Русским географическим обществом ведутся научные спелеологические исследования с целью подготовки нового подземного маршрута.
Рускеальские водопады – это три водопада, образовавшиеся на реке Тохмайоки в трёх километров от посёлка Рускеала. Рускеальские водопады завораживают своей живописностью и мощью. Это потоки воды, падающие с 3-4 –х метровой высоты на камни и мшистые скалы. Вода при этом имеет рыжеватый оттенок из-за высокой концентрации солей железа. Такое сочетание зеленого леса, темных скал и воды цвета ржавчины создает потрясающе красивую картину. В этих окрестностях снимали кинофильм «А зори здесь тихие».
В посёлке находится памятник истории — братская могила советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны.
[1] Ю.А. Жуков. Никольский Сердовольский погост под властью Великого Новгорода (XIII – XV вв.) // Сортавальский исторический сборник. Выпуск 1. Материалы международной научно-просветительской краеведческой конференции «370 лет Сортавале», Петрозаводск, издательство ПетрГУ, 2005.
[2] Борисов И.В. Puikkola. Пуйккола Статья на сайте музея: http://museum-sortavala.ru/puikkola-pujkkola.html
[3] Перевод Кяхконен Э.э. книги Туовинен С-Л. Пялксаари 1925-1945. Ювескюля, 1999 (на финском яхыке).
[4] Карпеченко С.В. Справочный материал по истории Ленинградского военного пограничного училища (1940-1941 гг., КФССР г. Сортавала, п. Партала.// Материал № 632 НМС МБУК РМСП
[5] Борисов И.В. Книга «Рускеала. Горный парк», 2018 г.
Проект_планировки_Кааламо.rar | (9,4 МБ) |
---|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.